АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ: ИНТЕРВЬЮ
У вас сейчас несколько проектов: сеть фитнес-клубов, ресторан и видеоканал. Можете рассказать о ближайших планах и в том числе долгосрочных целях по каждому проекту?

Могу сказать в большей степени про фитнес-клубы, потому что у этой компании есть долгосрочная стратегия. Мы хотим войти в топ крупнейших фитнес-сетей, в топ лучших фитнес-сетей России. И поэтому здесь есть цель масштабироваться и расти.

Изначально, цель ставили на 15 лет. Первые 5 лет мы прошли. На первые 5 лет у нас была цель стать крупнейшей в Екатеринбурге сетью. Мы стали, вышли за пределы Екатеринбурга. Нам уже 6 лет, и вот сейчас нужно в течение 10 лет войти в топ-3. Может, это будет 10 лет, может, будет меньше. Мы предполагали тогда, что с ростом рынка нужно иметь около 200 клубов, чтобы войти в топ-3.

Про ресторан и про канал - там больших стратегических целей нет, они пока что, как некое тестирование интересов в этой сфере, поэтому пока что стратегии нет, а есть желание сделать эти проекты операционно успешными.

Видеоканал тиражировать сложно. Если ресторан будет успешен, будет ли он тиражироваться в другие города?

– Не все так просто. Допустим, есть некий фастфуд, который можно тиражировать, масштабировать, а сами технологии общественного питания чётко стандартизировать. Что касается ресторанной темы, имею в виду рестораны бизнес и премиум-сегментов (у нас бизнес-сегмент, не премиальный), то тут масштабировать очень сложно, из-за определённой авторской кухни, шеф-повара и т.д. Это определённая атмосфера, её масштабировать нельзя. Поэтому ресторан FIVE масштабироваться не будет, но некая кампания ресторанная вполне может быть создана, если мы в течение года сделаем из ресторана FIVE популярное место. В этом случае мы, возможно, сделаем уже какое-то другое заведение, ведь наш менеджмент уже вырастет в плане компетенции.

Интересен именно сегмент-бизнес или всё-таки тему фастфуда рассматриваете?

Нет, не рассматриваю фастфуд. Там есть игроки, которые знают, умеют несравненно больше, и желания догнать их нет.

По видеоканалу, есть ли цель там набрать такое-то количество подписчиков?

Есть некие пожелания. Хотелось бы, чтобы там было несколько десятков тысяч подписчиков, потому что это позволит создать какую-то ядерную такую аудиторию для канала. Но плана: столько-то подписчиков к такому-то времени, его нет. Канал – это больше из серии увлечений и хобби.

Отлично. Каким больше проектом нравится заниматься, и чему больше уделяете время?

Нравится узнавать себя и развиваться. А что касается бизнеса, пока больше времени уделяю, конечно, BrigthFit. Это сейчас более важный, более масштабный проект, он требует больше времени.

Насколько увлечение другими проектами отражается на основном бизнесе?

В основном бизнесе есть хорошая команда топ-менеджеров, которые подстраховывают и самостоятельно решают многие вопросы. Есть некий костяк менеджерский, который может много делать сам.

Вы по-прежнему занимаетесь операционным управлением или уже больше стратегическим?

Операционка осталась, тем более что я генеральный директор. Генеральный директор – это, как все понимают, главный исполнительный директор. Думаю, что года 2-3 ещё буду генеральным директором, а потом, скорее всего, операционку отдадим.

Стоит ли выходить собственнику из операционного управления, и когда этот момент наступает?

Собственник – такой же человек, как и любой другой менеджер. И, безусловно, с ростом бизнеса, с ростом рынка компания должна постоянно отвечать на возникающие вызовы. В фитнесе уже существует много новых вызовов: это усложнение конкуренции, усложнение самого рынка. Собственник - он стареет рано или поздно, с течением времени он не сможет отвечать на эти вызовы, если мы говорим о собственнике как генеральном директоре, как менеджере. Придёт время, когда я не буду давать компании дополнительные ценности от своего управления. А для этого момента как раз и создавалась наша управленческая команда, которая растёт и сможет развиваться и дальше. Я прекрасно отдаю себе отчёт, что через несколько лет нужно будет дать дорогу тем людям, которые смогут компанию быстрее продвигать и делать ещё лучше и круче.

Но стратегическое управление останется за Вами всё равно?

Собственник всегда влияет на стратегическое управление. Другое дело, что адекватный собственник понимает: нужно слушать тех людей, которые в каких-то вопросах разбираются больше. И задача собственника – привлечь тех людей, что умнее его. Вот и я как собственник занимаюсь этим. Моя задача – чтобы были умные, крутые менеджеры в компании.

Что такое успех в вашем понимании? Как стать успешным человеком в современном мире? И есть ли какие-то определённые правила для этого?

Мне не нравится вообще концентрация на словосочетании «успех в современном мире», потому что это нарциссическое проявление. Нужно концентрироваться на достижении счастья в жизни. Счастье невозможно обрести просто в достижении целей, это слишком механистическое поведение – постоянно ставить себе цели, достигать и этим гордиться, потому что жизнь проходит безвозвратно. И бизнес, и всё остальное – это лишь инструменты, которые позволяют тебе стать счастливым. Самое главное – это люди, которые тебя окружают. И если ты за взаимоотношениями с людьми не замечаешь их как личностей, то это трагедия. Поэтому слово «успех» мне не нравится, нравится словосочетание «быть счастливым». А каждый измеряет состояние счастья для себя сам. Я считаю себя счастливым человеком, потому что знакомлюсь через свой канал с интересными людьми, общаюсь с яркими людьми, которые работают в нашей компании.

Получается, что основная цель человека в жизни – быть счастливым. Счастье формируется из разных сфер: это работа, бизнес, это семья и это друзья - то есть это совокупность определённых факторов?

Это некое правило баланса. Наверное, это так. Люди в целом ведь точно так же, как и отдельный человек нашей цивилизации, постоянно усложняются и умнеют. Вот мы придумали правило баланса. Пройдёт какое-то время, и мы для себя в поисках ответа на вопрос, о том, что такое счастье, придумаем другую формулу. У нас не зря два полушария: логически мыслить и образно - интуиция и рациональное мышление. Только лишь через рациональное мышление понять, что такое счастье, невозможно. Это ещё и чувства. Невозможно чувство описать формулами. Счастливый человек – это тот, кто умеет и чувствовать, и при этом рационально способен творить, создавать какие-то новые продукты, взаимоотношения укреплять между людьми.

Ответить на вопрос, важен ли баланс или ещё что-то, не могу, потому что счастье не только рационально можно понять, но ещё и через чувства. Вот ощущаешь себя счастливым человеком, выглядываешь в окно, солнца нет, но ты, радуешься: «Как классно, что я могу спокойно наблюдать за городом, спокойно развивать компанию, общаться с интересными людьми, а не с подлецами!». Понимаете? Вот, в этом состояние счастья. Но оно же чувствуется, оно же не описывается через формулу.

Если бизнес приносит маленькую прибыль, но доставляет удовольствие, стоит ли продолжать им заниматься?


Если это тебе доставляет удовольствие и счастье, а это самое ценное - ради бога, ты можешь без прибыли в ноль работать, но ты счастлив. Если ты в этом состоянии счастлив, хорошо. Это твоё личное решение. Никто не может тебе посоветовать, потому что никто не находится в твоей шкуре, в твоём состоянии.

Обычно предприниматели начинают мерить в деньгах, кто больше зарабатывает, у кого больше оборот. Это неправильный подход?

Наверное, в жизни тоже существуют какие-то показатели, они не только в цифрах, но и в чувствах. А деньги, оборот компании, прибыльность – это лишь один только показатель удачливости, успешности. Поэтому миллион рублей оборот, 100 тысяч прибыли, миллиард оборот и 100 миллионов прибыли – это лишь только масштаб, не более того. А какие это чувства у предпринимателя вызывает… Они могут быть совершенно разные. Ушёл из операционного управления и продал свою долю, большую часть, владелец «Магнита». При этом он признался, что находился в состоянии стресса до этого момента. Компания прибыльная, у неё 50 миллиардов прибыли и оборот больше триллиона. А он сидел и был несчастлив. Так зачем всё это нужно? Если ругой предприниматель, у которого, например, салон цветов и прибыль 50 тысяч в месяц, испытывает большее счастье, у него отлично всё в семье, он нормально спит. Мы забываем, что мы люди, а не только предприниматели. Поэтому я бы мерил успешность предпринимателя не только цифрами его оборота, но ещё и тем состоянием счастья, которое испытывает он и его сотрудники.

Хватает ли времени на семью? Обычно большую часть времени предприниматели проводят время в бизнесе.

Не хватает. Я нахожусь в заложниках у той же самой модели, у какой находятся все предприниматели. Они считают, что в будущем у них будет больше времени, нужно заработать на это будущее. Поэтому они тратят много времени на свой бизнес, рассчитывая, что в будущем пожнут плоды.

Надо верить в мечты и в цели?

Надо верить в себя, в людей надо верить, а не в какие-то мечты.

Кто из местных предпринимателей, с кем вы общались в своём видеоблоге или просто в жизни, произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

Первый – это Андрей Фролов за его умение рисковать. Такой риск – на Урале сделать пляж. Мне нравится Михаил Фейгин за умение работать с рисками. Он бы не пошёл делать пляж, у него стабильный бизнес «Очки для вас». Мне нравится Юля Франгулова, потому что она научилась сочетать бизнес и семью. Эти три человека мне действительно интересны. Я ещё мало с предпринимателями познакомился, у меня мало выпусков. Бизнес-тренеров не беру, потому что предприниматели – те люди, кто рисковали, когда делали бизнес. Еще нравится Черноголов, потому что это человек с неиссякаемым оптимизмом. Если бы у него все рушилось, он все равно был бы весёлый, тем самым заряжая людей. Много интересных… Каждый из них интересен по-своему. И это как раз есть увлечённость людьми.

Есть у них всех основное «что-то» – они не сидят на месте, они хотят что-то поменять, изменить. Эта вот энергия – она самое ценное, что есть у предпринимателя, энергия изменений.

На каком этапе предприниматель начинает думать о миссии, о целях для общества, о том, что он хочет здесь оставить и сделать для общества?

А это две разные цели. То, что он хочет оставить, это его цель и миссия, а то, что делает компания, это другая миссия. Компания делает для потребителей, своих клиентов, сотрудников, а он делает для общества. Нужно эти цели различать. Нельзя класть на алтарь интересы компании ради своих личных, иначе просто загубишь бизнес. Если ты разделяешь, тогда да, компания живёт своей жизнью, у тебя есть своё понимание, что можешь сделать для общества, и ты делаешь это самостоятельно, собственный доход тратишь.

Не всегда предприниматели с юности являются осознанными личностями. А если говорить об осознанных, об осознании своего поведения, то этот процесс можно разделить на этапы. Первое – это прибыль. Прибыль – это показатель здоровья компании. Если компания зарабатывает деньги, значит, её оценивают потребители, она правильно управляется и может вкладывать в своё развитие. Поэтому прибыль всегда является одним из самых главных показателей деятельности компании. Что касается миссии человека, он может осознать, что для него сейчас интересы компании не являются главным, у него возникают свои другие, новые цели. Раньше он уделял свое внимание больше всего прибыльности компании, потом он понял, что он уже это научился делать, это умеют другие, и ему стало скучно. Он начинает думать об обществе. Но это не значит, что в компании перестало быть главной целью получение прибыли. В компании цель не изменилась. Это у него появилась новая цель. Тогда он отходит от компании и реализует свои цели в другом деле. Но это просто другой этап его развития, а не компании, то есть у компании не может поменяться фокус: сначала мы зарабатывали деньги, а сейчас мы решили всех осчастливить. Это неправильно, это ты так решил, не компания. У компании осталась та же самая миссия. У BrightFit это есть - цели на 10 лет. Они сохраняются вне зависимости от того, что у меня в голове происходит. У меня «шандарахнуло» – это моя головная боль, и я должен ею заниматься. Тогда ты создаёшь устойчивый бизнес.

Есть ли предприниматели в России или в мире, которым симпатизируешь, хотелось бы с ними пообщаться?

Уоррен Баффетт. Уоррен Баффетт, дядька – молодец. Из наших это Фридман, «Альфа групп», потому что они смогли создать огромный холдинг, при этом изначально были партнёрами и сохранили хорошие отношения. Эти люди счастливые: и отношения смогли сохранить, и бизнес построить. Такое редко бывает.

Остаётся ли время на чтение книг? Какую последнюю книгу прочитали?

Остаётся, но мало почему-то, раньше больше читал. Сейчас читал книгу про бирюзовые организации «Открывая организация будущего» Фредерик Лалу. Мы хотим сделать бирюзовую компанию, но не на 100%. Мы адекватные люди, понимаем российскую действительность. Как раз в этой книге очень много посвящено внимания человеческим отношениям.

О чём расскажете, каким опытом поделитесь на «Евразийской Неделе Бизнеса»?

Поделюсь своими наблюдениями за успешными предпринимателями, о том, что их объединяет и благодаря чему они становятся успешными.

Made on
Tilda